bg01

ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Икона святых апостолов Петра и Павла
Икона святых апостолов Петра и Павла

Когда на месте слияния двух рек – Клязьмы и Шаловки – появился первый храм, неизвестно. Древняя летопись лишь упоминает, что задолго до Смутного времени храм святых апостолов Петра и Павла уже был.
Из летописи следует, что Петропавловская церковь одна из четырех самых старых во всем Богородском уезде.
Со временем деревянная церковь, о которой говорится в летописи, обветшала. В 1755 году статский советник, президент юстиц-коллегии Борис Федорович Щербаков испросил у Консистории разрешения построить вместо неё новую деревянную церковь на новом месте (недалеко от прежней) с тем же наименованием. К 12 июня 1757 года церковь была построена.
Позднее к этой церкви был пристроен с правой стороны придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Клир церкви в конце XVII – начале XIX века состоял из священника Василия Илларионова, диакона Симеона Иванова, дьячка Николая Григорьева и пономаря Иоанна Васильева. Это первые священнослужители храма, имена которых доносит до нас история. Диакон Симеон прослужил до 1809 года, когда его сменил диакон Симеон Васильевич Смирнов, ставший родоначальником целой династии Смирновых.
После войны 1812 года к деревянному храму пристраивается каменный придел в честь Вознесения Господня. Он был освящен в день святых апостолов Петра и Павла 29 июня 1817 года протоиереем Архангельского собора Герасимом Поповым.
В 1827 году митрополит Московский и Коломенский Филарет назначает настоятелем храма сына диакона, 22-летнего священника Тихона Матвеевича Колычева, закончившего Московскую Духовную семинарию. Отец Тихон прослужил в Петропавловском храме до самой смерти в 1875 году. Он отдался служению Богу и людям всем сердцем и всей душой. Уже в 1831 году он стал помощником депутата, а в 1840 году открыл при своём доме училище для поселянских детей.
При отце Тихоне в 1845 году деревянные приделы храма заменяются каменными и возводится каменная колокольня. Заводится базар на Петров день, для чего строится 28 деревянных лавок.
Во время настоятельства отца Тихона начинается благотворительная деятельность купцов Бруновых. Главные представители династии Матвей Егорович (1788–1856), его сын Михаил Матвеевич(1819–1891), внук Иоанн Михайлович (1847–1899), и правнук Василий Иоаннович. За свои труды они удостоились чести быть погребенными слева перед входом в храм. Иоанн и Василий Бруновы были еще и церковными старостами.
За свою деятельность отец Тихон удостаивается многих священнических наград, а также почетного права быть погребенным в притворе храма под колокольней.
Супруга отца Тихона Елизавета Настасьевна (1810–1845) родила ему четырех дочек – Надежду, Марию, Александру, и Авдотью. Мария вышла замуж за священника из села Пушкино Николая Александровича Ансерова. Николай в 1852 году закончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в священники к Богородицерождественской церкви села Образцово. После смерти тестя отец Николай был переведен в Петропавловскую церковь, где прослужил до своей кончины. Отец Николай был выдающимся священником, пользовался непререкаемым авторитетом, несколько раз избирался членом Богородского земского собрания, избрался духовником священноцерковнослужителей благочиния.
Отец Николай учредил в своем доме училище для 25 крестьянских мальчиков и содержал его за свой счет.
В 1892 году в Богородском уезде началась страшная эпидемия холеры. В двух деревнях в продолжении не более 10–11 дней умерло от холеры 82 человека. Целые семьи вымирали в 1–2 дня. Ужас овладел всеми. Умерших и заболевших бросали в доме и бежали, боясь заразы. Чтобы избавить людей от болезни, отец Николай предложил обратиться за помощью к Господу, Пресвятой Богородице и великомученику Пантелеимону. В день памяти Великомученика после Богослужения был проведён крестный ход с молитвословиями святому вокруг Обуховской Подгородной Слободы и прилегающих к ней деревень. После крестного хода в означенной местности не было случая заболевания холерой, несмотря на скученность населения. В благодарение Господу было установлено совершать крестный ход в день целителя Пантелеимона ежегодно.
За свои труды протоиерей Николай Ансеров был удостоен многих наград, в том числе: ордена св. Анны III степени, и ордена св. Владимира IV степени.
При отце Николае увеличился штат церкви. В 1878 году отцу Николаю в помощь назначили второго священника – Сергия Сергеевича Лихачева. Отец Сергий родился в 1841 году в семье священника. В 1862 году он закончил Спасо-Вифанскую семинарию и был рукоположен в священника. Служил в Подольском и Серпуховском уездах. После перевода в Петро-Павловскую слободу, как в то время назывался Сосновый Бор, он стал законоучителем церковно-приходской школы.
Матушка отца Сергия Елизавета Ивановна родила ему 7 детей.
За свои труды отец Сергий был удостоен многих священнических наград. Он ушел на покой в 1897 году.
На его место в Петропавловскую церковь заступает муж его дочери Ольги   священник Сергий Иоаннович Голубев, прослуживший там до своей кончины 2 декабря 1904 года.
После него в Петропавловский храм переводится муж другой дочери отца Сергия – священник Александр Смирнов. В 1912 году он переведен настоятелем в Троицкую церковь села Глухово.
Диаконом при настоятеле отце Николае Ансерове был сын прежнего диакона Алексий Симеонович Смирнов, супруга которого Анна Георгиевна исполняла обязанности просфорницы. После его смерти в штат храма назначается диакон Сергий Петрович Протопопов. Он родился в 1876 году. В 1896 году окончил Московскую Духовную cеминарию, а в 1902 определен диаконом в Петропавловскую церковь. В 1906 году его рукоположили в священники. Исполнял обязанности законоучителя Старо-Псарьковской, Обуховской и Аксено-Бутырской школ. Имел поощрения за усердное преподавание Закона Божиего. Когда началась I Мировая война, стал членом Обуховского попечительства по призрению семейств воинских чинов, призванных на действительную службу.
Когда рукоположили отца Сергия, в штате храма стало уже три священника. Диаконом на место отца Сергия был принят отец Василий Пушкинский, ранее состоявший на вакансии псаломщика. Он прослужил в Петропавловском храме до 1914 года. Вторым псаломщиком был Петр Алексеевич Розанов. После смерти отца Николая Ансерова в 1908 году новым настоятелем церкви стал иерей Николай Виноградов. При его настоятельстве церковная жизнь продолжает развиваться. Трудами отца Николая в 1909 году храм обнесли каменной оградой. Территория храма получает законченный вид.
В 1912 году в Петропавловский храм назначают священника Александра Соколовского. Он родился в 1890 году, окончил Московскую Духовную семинарию и миссионерские курсы в Гуслицком монастыре. Работал в Обуховском министерскоземском училище законоучителем.
В 1915 году он уходит на фронт, где становится одним из лучших военных священников. В 1916 году его награждают Орденом св. Анны III степени за отлично усердную службу и труды во время военных действий.

Отец Алексей Иосифович Парусников и Багрецова Ольга Ивановна (фото предположительно 1894 г.)
Отец Алексей Иосифович Парусников и Багрецова Ольга Ивановна (фото предположительно 1894 г.)

В 1918 году он возвращается на приход и вновь становится клириком Петропавловской церкви.
7 октября 1914 года настоятелем церкви св. апп. Петра и Павла назначается протоиерей Алексей Иосифович Парусников. Отец Алексей родился в 1873 году. Он закончил Вифанскую Духовную семинарию, женился на дочери священника Ольге Ивановне Багрецовой и вскоре сам был рукоположен в священники.Назначение он получил в Рузский уезд – сначала во Флоро-Лаврскую церковь села Козлово, а затем в Успенскую церковь села Пречистенское. Там родилось 13 из 14 его детей.
29 мая 1917 года отец Алексий был назначен благочинным. В том же году он был выбран депутатом от благочиния на съезд в Москве по выборам митрополита и членов Всероссийского Церковного Собора. В клировой ведомости за 1919 год сообщается, что в штате храма в это время было уже 4 священника, диакон и два псаломщика. Кроме отца Алексия и уже названных выше отца Сергия Протопопова и отца Александра Соколовского, это священник Владимир Крылов и протодиакон Аркадий Рябков.
Отец Владимир Крылов родился в 1875 году в Москве. В 1896 году закончил Московскую Духовную семинарию. Был рукоположен в диакона и в 1914 году назначен в Петропавловскую церковь. Становится законоучителем местных земских школ. В 1917 году его рукоположили во священники.
Диакон Аркадий Викторович Рябков закончил в 1907 году Спасо-Вифанскую семинарию. С 1911 года был псаломщиком Ильинской церкви села Синьково. В 1913 году переведен в Петропавловскую церковь. Женился на дочери священника Владимира Крылова Варваре. В 1917 году рукоположен в диакона.
В настоятельство отца Алексия начался самый тяжелый период в истории Церкви –  безбожные гонения.
В 1919 году обрываются сведения об отце Сергие Протопопове и отце Александре Соколовском. Вероятно, именно они стали первыми жертвами коммунистической власти, попав под репрессии, ведь один был военным священником, а другой имел попечительство о семьях военнослужащих.
В 1920 году причт храма пополнился иереем Петром Петровичем Ласкиным. Он родился в 1873 году. В 1914 году стал диаконом Троицкой церкви Аристова погоста. В 1915 году переводится в Никольскую церковь при Петровской слободе. В 1920 году рукоположен в священники и назначен в церковь св.ап. Петра и Павла в Обухово.
В 1925 году в Петропавловский храм был назначен только что рукоположенный в иереи Владимир Петрович Заботнов. Он родился в 1897 году. C 17 лет работал на Купавинской суконной фабрике.
В штате храма опять стало 4 священника. А в 1929 году в штат храма принят на должность псаломщика диакон Михаил Савостиков. Он родился в 1885 году. С 1914 по 1917 год служил в Русской армии. Демобилизовавшись, стал певцом оперы. В 1925 году был рукоположен в диаконы и служил до 1927 года в Московской Николаевской церкви в Дорогомилове.
В 1930 году по всей стране начинаются новые репрессии, которые не обошли и Петропавловский храм. Первыми были арестованы настоятель протоиерей Алексий Парусников, иерей Владимир Крылов и староста храма Гавриил Иванович Лютиков. Отец Алексий был помещен в Бутырскую тюрьму Москвы. 25 октября 1930 года отправлен в ссылку в Семипалатинск, где и скончался 4 декабря 1932 года.
Священник Владимир Крылов был арестован 23 августа 1930 года по обвинению в антисоветской агитации, которую усмотрели в его проповедях. Отец Владимир получил три года и был выслан в Казахстан, по отбытии этого срока вернулся, но получил новый срок и был выслан во Владимирскую область. Дальнейшая судьба его не известна. Реабилитирован он был 12 января 2000 года.
Гавриил Иванович Лютиков родился в 1887 году в деревне Стулово в крестьянской семье. В 22 года его призвали в армию. Служил в Морфлоте матросом 7 лет. По возвращении женился. Очень хотели детей, но дети рождались мертвыми. Тогда пошли пешком к старцу схимнику. Он их благословил и сказал: Будут жить у вас дети, но будете не радоваться, а плакать, глядя на них. После этого родились пятеро детей.
Гавриил Иванович был глубоко верующим человеком. Его избрали старостой церкви. В 1928 году он отказался вступать в колхоз. Тогда стали душить непомерными налогами. Когда платить стало нечем, забрали на лесозаготовки. Когда вернулся домой, то его забрали, а семью раскулачили. Сломали двор, увели корову, из дома вывезли всё. Оставили пустые стены. А детям было 11, 9, 6 лет, 3 года и 6 месяцев. Семья начала жутко голодать. Ходили побирались. Вот тут-то и сбылось предсказание старца. Мать глядела на детей и обливалась слезами.
Вернулся Гавриил в 1935 году весь больной. Руки и ноги опухшие. Устроился на работу во вторсырье. Ездил по деревням на лошади, собирал тряпье. Дети стали есть хлеб досыта, а в доме так ничего и не было. Спали на полу на постели, сшитой из мешков, набитых кнопом. Но счастье длилось недолго. 13 октября 1937 года ночью приехал «черный ворон» и Гавриила забрали, не дав даже проститься с детьми. Его осудили на 10 лет лишения свободы за пропаганду против советской власти. С Колымы от него пришла только одна маленькая записочка: «Ради Бога, пришлите сухариков. Остался я без ног. Дают 200 гр. черного хлеба и кружку сырой воды на день». Скончался Гавриил Иванович 15 апреля 1938 года. Реабилитирован в 1960 году.

Алексей Иосифович Парусников. Крест на месте его захоронения близ Семипалатинска
Алексей Иосифович Парусников. Крест на месте его захоронения близ Семипалатинска

С 1930 года обрываются сведения и о диаконе Михаиле Савостикове. Его судьба неизвестна.
Вместо отца Михаила на должность псаломщика приходит диакон Сергий Григорьевич Филиппов. Он родился в 1886 году. С 1914 по 1917 годы был на фронте. Вернувшись, стал работать на фабрике «Проводник», но не долго. В 1918 году был мобилизован и до 1921 года воевал на фронтах Гражданской войны. С 1921 по 1930 год работает грузчиком лифтером Центросоюза. В сентябре 1930 года рукополагается в сан диакона, но уже в декабре этого же года его арестовали, больше он не вернулся.
Вскоре на его место был принят другой диакон Николай Николаевич Брун.
После ареста отца Алексия Парусникова настоятелем храма назначили иерея Петра Ласкина. Он пробыл на этой должности чуть больше двух лет. В 1933 году опять начались новые репрессии.
Отца Петра обвинили в участии в контрреволюционной группе. Вместе с ним арестовали отца Владимира Заботнова, диакона Николая Бруна, прихожанок храма сестер Балуевых Елизавету Васильевну (1881 г.р.) и Агриппину (1887), Астафьеву Параскеву Ивановну (1887).
Всего по этому делу (№ П-75510) были осуждены 31 человек. Главой группы признали благочинного Богородского округа отца Владимира Борисова. Были арестованы и другие священники: настоятель Богоявленского собора Николай Сперанский, протоиерей Петр Баженов, настоятель Купавинского храма отец Димитрий Богоявленский и другие. Благочинного отца Владимира обвинили в том, что он ездил по приходам благочиния с антисоветскими проповедями, произносимыми после богослужения. Кроме того, его обвинили в связи с осужденным епископом Платоном Рудневым. Вот строки из обвинительного заключения: «В Ногинском р-не К/Р организация существует с 1926 г. К/Р была организована епископом Платоном Рудневым, бывшим белым офицером, высланным за К/Р деятельность в 1924 г. Основной работой К/Р организации до 1930 года было поставлено: сбор материальной помощи Платону. Вся собранная помощь Платоном отдавалась на создание К/Р организации по городу Владимиру.
С 1930 по 1933 г. действие К/Р организации сводились к тому, что бы противодействовать проводимым мероприятиям партии и власти. Ногинский собор во главе с Борисовым, Сперанским и Баженовым усилили К/Р деятельность на селе, для чего Борисов разъезжал по приходам, организовывал ячейки, ставя во главе ячеек настоятелей церквей, говорил А/С проповеди, как то: в церкви Петра и Павла (пос. Обухово) 21 сентября 1932 года Борисов читал проповедь А/С характера, призывая крестьян к Церкви для спасения душ от «варваров». Так же на Рождество 7 января было распространено до 500 штук листовок А/С характера. Начало распространения листовок было положено в церкви во время службы монашками по указанию попа Ласкина».
Отец Петр Ласкин был выслан в Казахстан. Он вернулся в мае 1934 года и снова был назначен настоятелем храма.

Храм св. ап. Петра и Павла
Храм св. ап. Петра и Павла

В 1934 году поредевший клир Петропавловской церкви пополнил протоиерей Аркадий Александрович Машков. Он родился в 1881 году в деревне Пруссы Коломенского уезда Московской губернии. В 1922 году, после окончания Духовной семинарии, назначен настоятелем храма Всемилостивого Спаса в селе Ивантеевка. Отец Аркадий стал для прихожан настоящим прибежищем. Батюшка никогда не шел на компромиссы с местными властями, за его проповеднической деятельностью постоянно следили и писали доносы. В 1934 году отцу Аркадию запретили служить в Спасском храме и он был буквально сослан в Ногинский район.
На новое место батюшка уехал один, его матушка Александра Петровна осталась жить с семьей сына в Ивантеевке. 11 января 1937 года отец Аркадий был арестован за контрреволюционную агитацию и выслан в исправительно -трудовой лагерь на Колыму сроком на три года, откуда так и не вернулся.
Также в 1937 году были репрессированы протодиакон Аркадий Рябков (его лишили избирательных прав и отправили на лесоповал, где он умер от воспаления легких), просфирня храма монахиня Евдокия Григорьевна Кокурникова, миряне Алексей Григорьевич и Иоанн Алексеевич Малемины, Иоанн Михайлович Никифоров, Алексей Сухов, Иаков Васильевич Белянин, Иоанн Михайлович Простяков, Андрей Васильевич Громов, Иосиф Федорович Жуков и Дмитрий Яковлевич Чадин. Все эти имена выписаны из дела на Лубянке сыном Ивана Михайловича Никифорова Сергеем Ивановичем в 1994 году.
Иван Михайлович Никифоров родился в 1881 году. Был прихожанином Петропавловского храма. Арестован 14 сентября 1937 года по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группе и резкой агитации против советской власти. Тройкой при НКВД СССР по Московской области 26 сентября 1937 года ему назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор приведен в исполнение на полигоне в Бутово. Реабилитирован 31 октября 1964 года.
Новая волна гонений пришлась на конец 1937 года. 26 ноября этого года были арестованы священник Михаил Константинович Соколов и диакон Алексий Иосифович Сенкевич. Оба были расстреляны на полигоне Бутово 11 декабря. Вместе с ними был арестован диакон соседней Троицкое-Ратмановской церкви Сергий Николаевич Астахов (1877 г.р.). Он был сослан в Амурскую область (в город с издевательским названием Свободный). Скончался в Бамлаге 31 декабря 1942 года. Реабилитирован в 1989 году, в 2001 году причислен к лику святых.
Об отце Михаиле Соколове известно мало. Он родился в 1886 году в селе Мартемьяново Наро-Фоминского района Московской области. Перед арестом жил при церкви в Сосновом Бору, а арестован был по обычному обвинению в контрреволюционной агитации.
Диакон Алексий Сенкевич родился 15 марта 1875 года в деревне Ясеневка Соколовского уезда Гродненской губернии. По национальности поляк. Образование низшее.

Храм святых апостолов Петра и Павла. Фото 1986 г.
Храм святых апостолов Петра и Павла. Фото 1986 г.


До I Мировой войны служил в Госбанке в Гродно, затем служил в армии, закончив службу унтер-офицером. Имел троих детей. После революции стал уполномоченным по делам польских, немецких и австрийских беженцев и пленных по Коломенскому уезду, организовывал их возвращение на Родину. В 1920 году рукоположен во диаконы. В 1929 году арестован за неуплату налога. После освобождения был назначен на служение в село Успенское Ногинского района. Там же и жил до своего ареста. Осенью 1937 года был переведен в Петропавловскую церковь. Вскоре был арестован вместе с отцом Михаилом. Его осудили за контрреволюционную деятельность и шпионаж в пользу Польши. Реабилитирован 19 июля 1989 года. Причислен к лику святых 20 августа 2000 года.
Последним еще служившим священником был отец Петр Ласкин. На него возложили непосильный налог, выплачивать который было невозможно. Тогда он обратился за материальной поддержкой к прихожанам, сказав что советская власть издевается над священнослужителями Церкви и притесняет веру. Эти слова расценили как контрреволюционную агитацию. Его арестовали 11 марта 1938 года и осудили на 10 лет лишения свободы.
После ареста отца Петра храм был закрыт. Закрывали, по воспоминаниям очевидцев, торжественно. Согнали народ. Играл духовой оркестр. Под радостные возгласы комсомольцев сбросили колокола. Из храма выносили иконы и золоченые детали иконостаса и бросали в котлы для выпаривания с них золота, после чего сжигали.
Здание храма передали совхозу, который использовал его в качестве хранилища. Во время Великой Отечественной войны в храме стояла военная часть. Бойцы тренировались в стрельбе, стреляя по изображениям апостолов на барабане купола.
После войны в храме воцарилась мерзость запустения.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА

Возрождение храма святых апостолов Петра и Павла началось в 1989 году. Началось чудесным образом. Одна старушка, жившая в Обухово, Мария Семеновна Галочкина часто ходила на кладбище, убирала заброшенные могилки, сажала цветы около храма. И вот 12 июля 1989 года она встретила около храма двух батюшек, и они ей сказали: «Скоро у вас здесь начнутся службы, храм будет открыт». Мария Семеновна спросила: «А как вас зовут?» Они ответили: «Мы апостолы Петр и Павел. Охраняем храм с тех пор, как его закрыли». Сказав это, они стали невидимыми. Мария Семеновна пришла к иеромонаху Николаю (Кошелеву), рассказала о случившемся и просила похлопотать об открытии храма.
После этого отец Николай вместе со своими сестрами Полиной и Любовью стали собирать людей. Образовалась община. Под обращением о возвращении храма поставили свои подписи 185 человек. Вскоре храм передали верующим и началось его возрождение.
Петропавловский храм возрожден

Петропавловский храм возрожден

 

010

Главные ворота Петропавловского храма

 

009

Угловая калитка храма

 

Мозаичная икона на алтарной абсиде храма

Мозаичная икона на алтарной абсиде храма

 

Внутреннее убранство храма

Внутреннее убранство храма

 

Росписи купола

Росписи купола

 

 

Светлая седмица. 2015

Светлая седмица. 2015

Храм к этому времени представлял из себя руину. Крыши не было. На сводах выросли деревья. Окон не было. Штукатурка обвалилась. По стенам пошли большие трещины. Освещение и отопление отсутствовало. Купол был дырявый. Сохранившиеся на нем изображения апостолов изрешечены пулями. Верх колокольни порушился. Ограждение вокруг храма обветшало. В храме из фресок каким-то чудом сохранились только изображения покровителей храма, святых апостолов Петра и Павла.
Восстанавливали храм три настоятеля: протоиерей Сергий Решетняк, ранее служивший в Христорождественской церкви села Заозерье (1989–1991, 1992–1997, 2008 и по настоящее время), протоиерей Анатолий Третьяков (1991–1992) и протоиерей Валерий Розанов (1997–2008). Каждый из них внес свою лепту.
Первым делом восстановили кровлю. Затем, отремонтировали стены. Ушло огромное количество кирпича. Восстановили котельную, окна, полы, купол, колокольню, ограду и ворота, иконостасы и многое другое.
Поначалу служили в церковном доме. Первая служба в храме состоялась 2 января 1990 года. К этому времени центральную часть храма, лучше сохранившуюся, отгородили перегородкой, провели электричество, установили три печки-буржуйки для обогрева, окна затянули целлофаном и начали служить. Печки особо не согревали, сверху падал снег, но тепло было от радостного возбуждения.

Икона великомученика Пантелеимона
Икона великомученика Пантелеимона

Вместе с храмом стали возрождаться и традиционные формы служения Церкви. Батюшки с помощью прихожан стали окормлять больницу, детский социальный приют, школы, детские сады, военнослужащих. При храме открылась воскресная школа, в которой дети обучаются Закону Божию и христианской нравственности, учатся церковному пению, готовят утренники и концерты к праздникам.
12 июля 1997 года храм отмечал свое 180-летие. К этому юбилею первостепенные работы по реставрации были завершены. Праздничное богослужение совершил архиепископ Можайский Григорий в сослужении собора духовенства и при большом стечении народа.
В 2000 году в поселке Обухово возводится часовня, а в 2002 возобновляется традиция ежегодного крестного хода в день памяти великомученика Пантелеимона.
21 сентября 2007 года Петропавловский храм получил архиерейское освящение. Храм с архипастырским визитом посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, освятил его и отслужил литургию в сослужении благочинного протоиерея Михаила Ялова и собора духовенства. Труженики храма получили церковные награды.
Когда основные строительные и реставрационные работы по храму были завершены, оставалось украсить его росписями, что и было сделано благодаря финансовой помощи главного благотворителя храма Константина Сергеевича Манегина.
В 2014 году в клир храма был назначен иерей Андрей Чадин.
Церковная жизнь продолжает развиваться. Храм притягивает все больше и больше народу, особенно молодежи и детей. А вместе с храмом возрождается и наша великая Россия!

На исповеди

На исповеди

 

Рождество Богородицы, 2014 годРождество Богородицы, 2014 год

 

ПричастиеПричастие

 Крестный ход на ПасхуКрестный ход на Пасху

 

Служба в приделе Рождества БогородицыСлужба в приделе Рождества Богородицы

 

На Рождественской елке

На Рождественской елкеНа Рождественской елке

 

Коляда. 2015 годКоляда. 2015 год

 

Концерт к 70-летию ПобедыКонцерт к 70-летию Победы

 

Паломническая поездка в ИерусалимПаломническая поездка в Иерусалим

school

Воскресная школа

Объявление

Осуществляется набор детей в воскресную школу храма первоверховных Апостолов Петра и Павла в возрасте от 5 до 10 лет.

Подробнее